|
|
Мелкая моторика.
Психологи говорят, что развитие мелкой моторики (мелких движений пальцев) благотворно
влияет на мозг. Одни утверждают, что, работая с мелкими деталями конструктора, выводя буковки,
вышивая крестиком, ребенок массирует некие точки на подушечках пальцев, отвечающие за активность
головного мозга. Другие находят более земное объяснение: работа с мелкими деталями способствует
концентрации внимания и тренирует память. А это - одни из важнейших составляющих интеллекта.
Как способстовать ее развитию? Как помочь малышу
научиться управлять своими пальчиками?
На этой страничке вы можете прочитать статью о развитии мелкой моторики
и узнать
что советуют мамы Форума мамы.ру, а также познакомиться с комплексом
упражнений для развития мелкой моторики детей 2-3 лет.
Статья.
Находится в разработке. :)
Наверх
Что советуют мамы для детишек 1-2 года.
- Ну, тут много вариантов, я даже не рассматриваю это как обучающую игру: развязать
шнурки на ботинках, застегнуть себя в коляске, просто поиграть со шнурком (отдельно),
просовывать пуговицы большие в щель, перекладывать из одной емкости в другую мелкие
предметы, подбирать крошки сухаря с дивана. Еще купили в Икее "проволочный аттракцион",
там по гнутым проволокам надо деревянные фигурки гонять, это вообще супер! Конечно,
калькулятор, телефон, клавиатура. Но это все - Сашина жизнь, мы с ней так специально
садимся только пуговицы в щель просовывать, а все остальное она сама делает.
- Не хочешь вынимать и складывать фигурки в развивающий куб?
Давай складывать туда печенье и кусочки банана и сыра. Грязно? Да! Но интересно!
Не хочешь играть в игрушки которые развивают мелкую моторику? Давай облепим весь холодильник
яркими токингами и будем их снимать по одному. Или облепим весь комод наклейками с выпуклыми
частями( чтобы можно было пальчиками водить по ним).
Не хочешь пирамидку собирать. На тебе набор Икеевской пластмассовой посуды. Откроешь крышку
сама, там внутри еще одна посудина и т.д. Пожалуй еще добавлю что купила мелкие деревянные
фигурки на шнурке и привязала к коляске, во
время гуляния, а чаще перед засыпанием, дочка их теребит, перебирает как четки, двже грызет
иногда.
- Мы ягоды с куста собирали :)))
- Я даю Мишке маленькую банку от пюре (70 гр.), плотно закрытую родной крышечкой. внутри лежит что
нибудь вкусное :-) типа печенюшечка, яблочко.. уже умеет открывать - закрывать, залезать внутрь
двумя пальчиками, и аккуратно доставать.. на улице играем с песком, камушками. дома с макаронами,
фасолью, горохом - под присомтром. нравится перебирать, разбрасывать в разные стороны, что
пресекается :)
- Наш Тима любитель до монет. Они так звенят... вообщем теперь Тима стремится в прихожую чтобы их
перебирать - берет по монетке и разглядывает (там денюжки мелкие склыдываются). Пришлось поставить
ограничитель. т.к. последнее время стали все тянуть в рот .....
- Застегиваем кнопочки, молнию, сорока-ворона, кстати, тоже из этой
серии.
- Шнуровку мы купили купили в 1г.1мес.
Он ею поигрывает, зашнуровывает даже, но это как бы неосознанно. Т.е. ему нравится сам процесс
продевания палочки в дырочку и т.д., а вот что надо бы пуговицу "пришить", он пока не соображает.
Любит крышки на бутылках и банках откручивать/закручивать. Еще я ему сделала такие игрушки
(т.к. в настоящие игрушки он не очень-то играет): взяла флакон пластиковый из-под витаминов,
в донышке сделала прорезь как в копилке, помыла горсть мелких монет и даю ему , а он их туда
прососвывает. Поначалу прямо фанат был. Теперь под настроение. Еще в коробке прорезала
квадратные и круглые отверстия, он туда баночки из-под фотопленки запихивает и кубики.
- А мы носим на прогулку пластиковую бутылку из-под минеральной воды и складываем
туда камешки-гальку, потом вытряхиваем и начинаем сначала (очень популярная и дешёвая игра).
Теперь вот у нас каштаны пошли, так мы каштаны складываем и высыпаем (только горлышко
побольше надо). Последние недели тренируется просовывать ремешок сандаликов, но пока
безрезультатно, причём помогать не даёт - сердится. Нам 1 год и 5 мес.
- Последнее время ботинок со шнурком - любимая игрушка. Андрюша очень любит его
расшнуровать, т.е. развязать и вынуть шнурок, а потом пытается вставить шнурок
обратно, правда пока получается только просунуть в одну дырочку. Еще мы разворачиваем
конфеты, ну можно в фантик все что угодно завернуть и дать разворачивать, крышки, конечно,
тоже вниманием не обходим, бумажки рвем.
- Я даю виноград кушать с веточки, жуков на улице ловим, отрываем "катышки" с ткани :-)
Ничего специального не делаем вроде.
Предлагаемая пальчиковая гимнастика состоит из пяти комплексов упражнений.
Каждый комплекс разучивается в течении недели (пять комплексов - пять недель).
Затем начинается повторение. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев.
Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения,
а затем потешка. Слушая потешку, дети производят соответствующие движения, постепенно
заучивая текст.
Упражнения. | Потешки.
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 1)
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный суказательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
|
"Пальчик - мальчик".
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Воспитатель показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальцак кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 2)
1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
|
"БЕЛКА".
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Воспитетель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 3)
1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
|
"ЭТОТ ПАЛЬЧИК".
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 4)
1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
|
"БЕЛКА".
... Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди ...
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.
|
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМHАСТИКА (комплекс N 5)
1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").
2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
|
"HУ-КА, БРАТЦЫ!"
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно разгибая все пальцы.
|
Наверх
| |
|
|
|